Этот пленительный танец танго



Этот пленительный танец танго...

«Утомленное солнце... - всего два слова на бумаге, а завораживающая, знакомая до боли, пронзительная мелодия танго Ежи Петербургского уже заполнила нас, - ...нежно с морем прощалось, в этот час ты призналась, что нет любви...»

Ах, это танго! Танец наших родителей, бабушек и дедушек. То плавный и спокойный, как просторы прерии, то чеканный, как военный марш конкистадоров, то вдруг врываются ритмы жаркой Африки - танец истории любви, танец с человеческой душой, борьба за власть опьяненного страстьем мужчины над женщиной. Они скрывают свои чувства под маской безразличия на лицах. Но как выдают чувства их красноречивые телодвижения!

Появившись в Европе в самом начале ХХ века, видоизменяясь, приобретая европейские черты, переживая взлеты и падения, танго осталось навсегда. А поначалу против этого эротичного танца ополчились не только церковь и министры, но и доктора, пугающие искривлением позвоночника и переломами ног! Но ни время, ни искусственные попытки наложить запреты, ни наступление новомодных танцев – ничто не смогло приостановить его огненную поступь. Да может ли что-нибудь удержать публику от искушения вкусить запретный плод? Танго по-прежнему волнует, будоражит, горячит кровь... И неудивительно, что во времена засилья попсовых ритмов мир вновь захлестывает волна тангомании.

Этот пленительный танец танго

Аргентинское танго...

Буэнос-Айрес – город, который существует для всего мира исключительно в звуке. Именно на его улицах, когда Буэнос-Айрес возникал практически из ничего, и вошло в употребление слово танго.

Во второй половине XIX века Буэнос-Айрес, как и другие портовые города, испытал мощный приток нового населения. Это, прежде всего, сельские скотоводы, гаучо - трудолюбивые, отчаянно смелые, так и источающие мужскую силу, готовые в ножевой схватке защищать семью, друзей, идеалы. Жизнь заставила их перебираться в города в поисках достойной работы.

Город не принес удачи, постепенно умирали традиционные ценности, на сцену вышел другой герой, компадрито – фраер, сутенер, ищущий легкой добычи, развлечений, любого повода для драк.
Примерно в тот же период в Буэнос-Айрес в поисках лучшей жизни устремились эмигранты из Европы, тоже в основном одинокие мужчины. Увы, они находили лишь разочарование.
И, наконец, третья группа населения – этнические африканцы, освободившиеся из рабства. Этим удалось создать сплоченную общину, они часто собирались на уличные процессии с музыкой и танцами - так называемые tangos. Их музыка, барабаны и танцы привлекали переселенцев и эмигрантов, которые заимствовали ритмы, движения, соединяли со своими танцами – милонгой, мазуркой, вальсом, отбивая барабанные стаккато на грязном полу патио, кабаков и многочисленных борделей.

Нехватка женщин в Буэнос-Айресе конца XIX и начала XX веков стала причиной открытия борделей, которые превратились в своего рода социальные и культурные центры всех уровней. Они, к тому же, предоставляли возможность зарабатывать не только женщинам, но и целой армии их «защитников», сутенеров, а также и музыкантам, развлекающим гостей.

Быстрые ритмы, резкое прерывание движения вперед, то резкие, то плавные и томные выгибания дам в крепких руках кавалеров меняли привычные танцы и в итоге превратились в новый - танго.
Был разработан своего рода танцевальный код, подчеркивающий мужественность партнера, способного защитить женщину и свою территорию. Танго – танец мужской, в нем доминирует мужчина-мачо, компадрито, чаще всего обремененный несчастьями и тоской по дому, но все-таки обладающий мелодраматическим характером.

Новый музыкальный инструмент бандонеон, завезенный из Германии, некая разновидность аккордеона, начинает играть главную роль в составе оркестра, состоящего, как правило, из скрипки, флейты и арфы (позднее гитары). То чеканные ритмы, то рвущие душу звуки тоски и печали бандонеона сделали танго еще содержательнее в музыкальном смысле.

Желание укрыться от тяжелой реальности привело к появлению песен со скрытыми контрастами – легкость, оптимизм и надежды на фоне жалкого существования. Танец приобретал характер песни, которая очень быстро стала неотъемлемой частью культуры танго.

Танец чувственный и вполне эротичный, танго долго имело репутацию вульгарного до тех пор, пока единственный и неповторимый гений и король танго Карлос Гордель не изменил его судьбу. Он смягчил танго, сделал его приемлемым для всех социальных классов.

Танго по-настоящему стало национальным символом и попало на сцену, в салоны и студии звукозаписи.

И получилось, как с джазом.

Когда классовый вкусовой барьер был преодолен, контроль над танго захватили виртуозы академического склада – образованные музыканты.

Первую песню в исполнении Карлоса Горделя записали в 1917 году. И до 1935 года, пока он не погиб в авиационной катастрофе, Гордель оставался безусловным королем танго.


Танго в Европе...

В самом начале XX столетия аргентинцы-выходцы из Европы начали устраивать вечера танго в домах своих друзей в европейских столицах. Это были первые шаги. Танец вполне соответствовал темпераменту европейцев и мгновенно вписался в их культуру. Никто, даже сами аргентинцы, не могли предвидеть того бума, который разразился.

Началось действительно триумфальное шествие: Франция, Англия, Россия, Германия...
Сам танец, между тем, видоизменялся. В мелодике и ритмике появились специфические европейские черты, менялись пассажи, позы, хореография. Танго прочно обосновалось в салонах, танцевальных залах, на танцплощадках.

1913 год вообще был объявлен годом танго – проводились танго-чаяпития, танго-обеды, вошли в моду танго-костюмы, шляпы, перчатки. Доминировал даже танго-цвет (оранжевый).
Не миновала эпидемия и Российскую Империю. Улицы Москвы, Петербурга, Одессы пахли духами «Танго», на Крещатике выпекали пирожное «Танго», открывались многочисленные танцевальные классы.

Золотая пора танго пришлась на 20-е – 30-е годы. Танго становилось все более любимым. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем». Повсюду звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Вертинского...

Позже было танго военного времени и танго из советских фильмов – наше родное русское танго. Его исполняли и записывали все эстрадные и джазовые группы, оно входило в репертуар самых известных исполнителей.

Сегодняшняя тангомания в Лондоне началась в мае 1991 года, когда в Aldwych Theatre был поставлен спектакль «Tango Argentino». На премьере присутствовала принцесса Диана. Спектакль имел оглушительный успех и шел в течение нескольких лет. Стали появляться салоны танго, возродились танго-чаепития в роскошных отелях, аргентинская Academia Nacional del Tango открыла свой филиал. Они-то и проводят ежегодные лондонские фестивали танго.

Как приятно сознавать, что вместе с ностальгическим интересом к прошлому, далекому и близкому одновременно, атмосфера танго вновь возвращается к нам. Своего рода неоромантизм, когда мужчина и женщина заново открывают удовольствие от танца вдвоем. Начинается новый век танго.

Nadejda Syrykh, журнал Новый стиль








п»ї